1.1.
Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора
детской жизни, корректора межличностных отношении и защитника воспитанников
своего класса в трудных деловых и психологических
ситуациях школьной жизни.
1.2. Классный руководитель
имеет высшее илисреднее
специальное педагогическое образование .
1.3. В своей
деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании»,
Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.
1.4. Классный
руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На
период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства
и работающего в данном классе.
1.5. Руководство деятельностью
классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной
работе.
1.6.Классный руководитель
отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем
директора школы по воспитательной работе в
установленном порядке.
2.Цели, задачи и функции
Основной целью деятельности классного
руководителя являетсяформирование у
учащихся качеств свободной личности, гармонично развитой, подготовленной духовно
и физически к самостоятельной жизни в обществе по средствам основных направлений
воспитательной программы школы.
Задачами
деятельности классного руководителя являются:
2.1.Формирование
у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и
разностороннее развитие их творческих способностей.
2.2.Создание
условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития
детей.
2.3.Повышение
социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в
организации жизни детского коллектива и социума.
2.4.Развитие общей культуры школьников через
приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям
Основными функциями деятельности классного
руководителя являются:
2.5. Организация
деятельности классного коллектива.
2.6. Организация
учебной работы классного коллектива.
2.7. Организация
внеучебной жизни класса.
2.8. Изучение
личности школьников.
2.9. Социальная
защита школьников.
2.10. Работа с
родителями.
3. Должностные
обязанности
Классный руководитель имеет следующие
должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал.
3.2. Ведет личные
дела учащихся и следит за их состоянием.
3.3. Организует
классный коллектив.
3.4. Организует
дежурство по классу, школе, столовой.
3.5. Соблюдает
санитарное состояние прикрепленного кабинета.
3.6. Заботится о
внешнем виде воспитанников.
3.7. Организует
питание.
3.8. Заботится о
финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и
т. д.).
3.9. Осуществляет
строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями
и социальным работником школы контролирует учащихся, пропускающих уроки без
уважительной причины.
3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с
родителями по поводу успеваемости школьников.
3.13. Создает особые условия для развития наиболее одаренных
детей, развития их познавательных интересов, расширения их кругозора
(вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры,
организует экскурсии, посещение театров, выставок и т. д.).
3.14. Привлекает психолога для организации умственного труда
учащихся (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).
3.15. Создает благоприятный микроклимат в классе, формирует
благожелательные межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
3.16. Организует творческие дела в классе.
3.17. Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика,
укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультуру, спортивную
работу.
3.18.Помогает
деятельности различных детских общественных организаций.
3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого
организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность
организации любой встречи классного руководителя с классом, проводит два
тематических классных часа в месяц.
3.20. Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися
методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
3.21. Работает с характеристиками учащихся.
3.22. Помогает учащимся в выборе профессии.
3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся
без попечения родителей (если такие есть в классе). Сотрудничает с социальным
педагогом.
3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных
категорий.
3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
3.26. Осуществляет
наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска.
3.27.Проводит
тематические родительские собрания один раз в четверть.
3.28. Изучает условия воспитания в семье.
3.29. Работает с родителями индивидуально.
3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной
деятельности класса.
3.31.Развивает классное
самоуправление, приучая детей к самоорганизации,
ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
3.32.Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в
отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться
в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный
статус среди сверстников.
3.33.
Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка.
3.34.Организует и участвует в педагогических
консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости
посещает урокиучителей-предметников.
3.35. Содействует получению дополнительного образования
учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
3.36.
Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь,
здоровье и безопасность в школе.
3.37.
Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических
совещаний.
4. Режим работы
классного руководителя.
4.1. Общие правила организации работы школы и
педагогического коллектива вытекают из Кодекса
законов о труде Российской Федерации,излагаемых в ст. 130.
4.2.
Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям
в течение недели, 4 часа
(20% от ставки учителя).
4.3.
Час классного руководителя (часыобщения)
- один раз в неделю по расписанию.
4.4.
Количество -классных родительских собраний должно составлять не менее
одного в четверть.
4.5. Отчеты о
проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по утвержденному порядку.
4.6.
В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается
согласно дополнительному плану.
5. Права классного
руководителя.
Классный руководитель имеет право в пределах своей
компетенции:
5.1.
Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета
школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
5.2. Выступать с
инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности
школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
5.3.
Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять
новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь
единственным принципом «ненавреди».
5.4. Защищать собственную
честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных.
5.5. Присутствовать
на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе
(без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать
замечания учителю в течение урока).
5.6. Привлекать к
дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие
учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях
и взысканиях.
5.7. Поощрять
учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
5.8. Требовать от
учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного
процесса класса и отдельных учащихся.
6. Классный
руководитель не имеет права.
6.1.Унижать личное
достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички,навешивая ярлыки и т.п.
6.2.
Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
6.3. Злоупотреблять
доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
6.4.
Использовать семью (родителей илиродственников)
для наказания ребенка.
6.5.
Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете,
подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
8.1. Общаться с
детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
8.2.
Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
8.3. Составить
план воспитательной работы в собственном классе в установленный срок..
8.4. Организовать
воспитательное мероприятие.
8.5. Организовать
и провести родительское собрание.
8.6.
Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками,
другими диагностическими методиками и корректно использовать
их в воспитательной работе.
9. Документация и отчетность.
Классный руководитель ведет (заполняет)
следующую документацию:
9.1.
Классный журнал.
9.2.
План воспитательной работы с классным коллективом.
9.3.
Личные дела учащихся (портфолио).
9.4.
Дневник классного руководителя.
9.5.
Протоколы родительских собраний.
9.6.
Дневник учащихся.
9.7. Папки с
разработками воспитательных мероприятий, результатами классных
педагогических и социально-психологических исследований.
10. Ответственность
10.1. За неисполнение
или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил
внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора или
заместителя директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей
Инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в
порядке, определенном трудовым законодательством.
10.2. За применение,
в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или
психическим насилием над личностью учащегося, классный руководитель может быть
освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством
и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой
дисциплинарной ответственности.
10.3. Виновный в
причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей классный руководитель несет материальную
ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским
законодательством.
11. Оценка эффективности
осуществления функций классного руководителя.
11.1. Работа классного руководителя оценивается покритериям: результативности и деятельности,
определяемым по результатам:
- проверки установленной документации по итогам учебного
года;
- результативность воспитательной работы (участие в
школьных и внешкольных делах, мероприятиях, различного уровня);